Страницы

Итоговое сочинение/11


1. Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Комментарий ФИПИ 

    Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. 

    Можно написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. 

Примерные темы:

1. Как меняется характер человека на протяжении жизни? 
2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
 3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»? 
4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека? 
5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»? 
6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века? 
7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни? 
8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске? 
9. Как путешествия помогают познавать себя? 
10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?


Список литературы:

  1. А.С Грибоедов "Горе от ума" 
  2. Н.В. Гоголь "Мёртвые души"
  3. М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", "Мцыри"
  4. Л. Н. Толстой "Война и мир"
  5. Л.Н. Толстой "Воскресение"
  6. И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"
  7. М. А Булгаков "Мастер и Маргарита"
  8. М. Шолохов "Тихий Дон"

2. Направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»

    Комментарии ФИПИ

    Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. 

    Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примерные темы: 

1. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление? 

2. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества? 

3. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно-технического прогресса? 

5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности? 

6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время? 

7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий? 

8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения? 

9. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?


Список литературы

  1. В. Распутин. «Прощание с Матёрой» 
  2. Ч. Айтматов «Плаха» 
  3. А. Платонов «Котлован» 
  4. А.И. Куприн «Олеся» 
  5. И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» 
  6. М. Булгаков «Собачье сердце»  
  7. Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие 
  8. Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени» 
  9. М. Замятин «Мы»


3. Направление "Преступление и наказание — вечная тема" 


    Комментарии ФИПИ


    Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. 

    Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. 

    Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.


    Примерные темы:

1. Каждый ли человек может испытывать муки совести? 

2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано? 

3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»? 

4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание? 

5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор? 

6. Почему люди становятся преступниками? 

7. Что сильнее: закон или совесть? 

8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах? 

9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?» 

10. Легко ли всегда поступать по совести?


    Список литературы

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» , "Братья Карамазовы", "Бесы"
  2. М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" 
  3. Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" 
  4. А.Н. Островский "Гроза"
  5. А.С. Пушкин "Выстрел" 
  6. Л. Андреев. "Иуда Искариот"
  7. А. П Чехов "Драма на охоте", "Спать хочется"



4. Направление "Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня"

    

    Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. 

    В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. 

    Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых. 


    Примерные темы:


1. Какое произведение искусства повлияло на вашу систему ценностей? 

2. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой? 

3. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время? 

4. Почему людям нравится смотреть фильмы? 

5. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Книги – это друзья, бесстрастные, но верные»? 

6. Как искусство может изменить человека? 

7. Согласны ли вы с высказыванием М. Лютера: «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека»? 

8. Справедливо ли мнение о том, что смотреть фильмы и читать книги – это значит жить чужой жизнью? 

9. Может ли человечество существовать без искусства? 

10. Как книга может помочь человеку понять свой внутренний мир?


5. Направление "Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина"


    Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. 

    Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. 

    Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. 


    Примерные темы:


1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? 

2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине? 

3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности? 

4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией? 5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»? 

6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию? 

7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина? 

8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»? 

9. Что значит честно служить Родине? 

10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?


    Список литературы:

  1. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» 
  2. А.С. Пушкин «Медный всадник» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 
  3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 
  4. А.С. Пушкин «Станционный смотритель» 
  5. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 
  6. Л.Н. Толстой «Война и мир»
  7. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
  8. Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Левша» 
  9. Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель», «Мёртвые души» 
  10. М. Горький «На дне» 

Критерии оценивания


Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.



Источник: https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/kriterii-itogovogo-sochineniya.html



Источник: https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/kriterii-itogovogo-sochineniya.html


Источник: https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/kriterii-itogovogo-sochineniya.html



Источник: https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/kriterii-itogovogo-sochineniya.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий