Страницы

Литература/11


4.     Роман о любви и творчестве:
роман Булгакова как культурный миф.
Метафизика романа


- Здравствуйте, ребята!
Сегодня нам предстоит разрешить довольно непростую содержательную проблему романа: над какими метафизическими категориями размышляет Булгаков в своём произведении.

Самый простой способ приблизиться к решению данной проблемы – обратиться к истории любви Мастера и Маргариты.
Вспомните эту историю.

Что вас потрясло, удивило в этой истории? Какие яркие детали находит Булгаков для создания образов Мастера и Маргариты?

Заполните таблицу, отвечая на вопросы 
        Мастер
       Маргарита
     - Почему у Мастера нет имени?
    - Почему Мастер пишет роман о Понтии Пилате?
    - Что такого «страшного» в романе Мастера, что автор так страдает за своё творение?
  - Мастер и толпа. Сломлен ли Мастер? Если да, то как и почему?
   - Почему Мастер не достоин света, но заслужил покой?
       - Кто такая Маргарита?
 - Зачем и почему Маргарита заключила сделку с дьяволом?
-   - Как сама Маргарита оценивает свой поступок? Жалеет ли о сделанном? Потеряла ли Маргарита свою сущность? Изменилась ли после сделки с дьяволом?
- - Почему Маргарита жалеет и спасает Фриду? (см. «Великий бал у Сатаны»)
    - Какова роль Маргариты в судьбе Мастера?

- Как в романе осмысляются категории Творчества (проблема «художник и толпа»), Спасения, Истины, Памяти, Любви? Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

- Как вы понимаете изречение «Рукописи не горят»?
- В чем особенность финала булгаковской книги? С какими произведениями и мотивами русской литературы он связан?

(Задание выполняется по желанию. Отправляется в той же форме, что и обязательные)

- В начале изучения романа Булгакова вы написали вопросы, на которые у вас не было ответов после чтения. На какие вопросы вы получили ответ в результате нашей общей работы? А что так и осталось для вас непонятным?

+ Можно посмотреть Открытый урок с Дмитрием Быковым «Булгаков. Роман для Сталина» https://www.youtube.com/watch?v=IMK6E0VMprI и порассуждать, согласиться или поспорить с Дмитрием Львовичем.


3. Роман Мастера: 

проблема добра, предательства, трусости, верности.
«Евангелие от Михаила»

- Здравствуйте, ребята!
Сегодня нам предстоит проанализировать «роман в романе», а именно «Роман Мастера» (2, 16, 25 и 26 главы).
Вам могут помочь следующие источники: Евангелие (от Матфея, например) и статья учебника (стр. 119 – 127).

Вопросы для анализа «Романа Мастера»
1. Кто рассказывает каждую из этих глав романа Мастера (2, 16, 25 и 26)?
2. Какие символические детали и образы можно увидеть в романе Мастера?

3. Дайте характеристику образа Иешуа, опираясь на вопросы:
- В чем заключается основная идея философии Иешуа?
- Сопоставьте образ Иешуа и евангелиевский образ Христа. В тексте Мастера Иешуа – богочеловек или просто человек?
- В чем Булгаков следует евангельскому повествованию, а в чем отклоняется от него?

4. Проблема предательства в романе связана с образом Иуды.
(Почему Иуда предает Христа? А в чем смысл предательства Иуды в романе? Кто из героев «московских» глав соотносится с Иудой? Докажите свое мнение).

5. Слепую преданность в романе Булгакова олицетворяет образ Левия Матвея. Дайте характеристику этому образу.
(Прочитайте описание его внешности. Какими качествами наделен этот человек? Как относится к деятельности Левия Иешуа?
Почему казнь на Лысой Горе дана глазами Левия Матвея? Почему именно он оказывается посредником в переговорах Иешуа с Воландом? Почему Воланд ироничен в разговоре с Левием Матвеем?)

6. Главным героем романа Мастера является Понтий Пилат.
(Какой грех совершил Понтий Пилат? Почему Пилат страдает страшной головной болью? Почему в финале романа Пилат обретает свет? Чем образ Пилата отличается от евангелиевского?) Почему именно Понтий Пилат - главный герой романа Мастера?

 *** Рубрика «Задания не для всех / Для тех, кто читал…»
(Задание выполняется по желанию. Отправляется в той же форме, что и обязательные)

- Одна из главных загадок романа заключается в том, почему и зачем Булгаков кардинально отклонился от евангельской истории?
Прочитайте несколько суждений о «евангельских» главах романа Булгакова.

         1.  «Евангельские главы «Мастера и Маргариты» художественно столь совершенны, что создают впечатление полной достоверности. Однако не следует забывать, что эти главы в романе – рассказ Воланда, роман Мастера, сон Иванушки, воображение Маргариты – всегда субъективное представление о событиях, изложенных в Библии. <> Истинные образы событий I века запечатлены в Библии. Мастер живет в искаженном, уродливом мире. Было бы странно искать полное соответствие историческим событиям в романе Мастера и его создателя, Булгакова, и узнавать об Иисусе Христе и Пилате столь странным способом – из художественного произведения. Чтобы понять мысль автора, необходимо сравнить текст романа с Евангелиями, текстом Библии… Булгакову она была известна хорошо. Страдание дало ему право обратиться к образу Спасителя, чтобы повествовать о трагедии русской жизни. Зерно замысла – на пересечении христианской традиции и современной реальности. Используя приемы многослойного повествования, Булгаков воссоздает отношение своих современников к реальным событиям его времени. В «Мастере и Маргарите» содержится не столько изображение этих событий, сколько истолкование их» [И.Е. Ерыкалова. Фантастика Булгакова: Творческая история. Текстология. Литературный контекст].

2.  «Дело в том, что идеология, реализованная в «Мастере и Маргарите» – далеко не канонически христианская. Скорее, это манихейская идеология. Манихейство – религия первых веков н. э., впитавшая в себя христианство, гностицизм и зороастризм, основным догматом которой было учение о принципиальной дуальности, равноправии злого и доброго начал в мире. Добро и зло в манихействе имеют одинаковую силу и привлекательность. Дьявол в манихействе – это бог зла. Поэтому Иисус в «Мастере и Маргарите» показан не «царем иудейским», а бродягой-интеллектуалом, в то время как Воланд выступает в обличье подлинного князя тьмы, имеющего равную силу с Богом и к тому же весьма великодушного и на свой лад справедливого» [В.П. Руднев. Словарь культуры ХХ века].

3. «Сразу скажу: так называемые «пилатовы главы» «Мастера и Маргариты» кощунственны. Это неинтересно даже обсуждать. Достаточно сказать, что Иешуа булгаковского романа умирает с именем Понтия Пилата на устах, в то время как Иисус Евангелия – с именем Отца. Любой христианин… любой конфессии согласится с этой оценкой. <…>
Писатель создает образ вроде-бы-Христа, образ довольно заниженный и при этом не вызывающий симпатий у самого Булгакова. <…>
«Пилатовы главы» – не просто авторский рассказ или версия. Это именно «евангелие», но анти-евангелие, «евангелие сатаны». Оно не рядом, оно – вместо церковных книг» [Диакон Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против?].

4. «Соблазнительно думать: а не полагал ли Булгаков на самом деле, что раскрыл подлинную историю Пилата и его пленника, записав, подобно некоему новому Ионе, продиктованную божественным вдохновением «правду» о происходившем? Видимо, это все-таки не так. Булгаков явно стремится заставить читателя поверить в то, что его повествование более правдоподобно, более убедительно и лучше написано, чем Евангелия. Этого достаточно, чтобы вызвать к писателю ненависть религиозного ортодокса. Но нельзя забывать и о том, что Булгаков был из тех иллюзионистов, которые никогда не раскрывают секрета своих фокусов. Эти главы с самой блестящей стороны представляют нам Булгакова-мистификатора» [Эллендеа Проффер. Художник и власть. По страницам романа «Мастер и Маргарита»].

5. «Образ Иисуса Христа как идеал нравственного совершенства неизменно привлекает внимание многих писателей и художников. Одни из них придерживались традиционной, канонической его трактовки, основанной на четырех евангелиях и апостольских посланиях, другие тяготели к апокрифическим или попросту еретическим сюжетам. Как хорошо известно, М.Булгаков пошел по второму пути. Был ли сделанный писателем выбор просто литературным приемом, или он необходимым образом связан с его мировоззрением и основным замыслом романа?
Важно убедиться, что обращение М.Булгакова к апокрифу обусловлено именно сознательным и резким неприятием канонической новозаветной традиции» [Н.К. Гаврюшин Нравственный идеал и литургическая символика в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»].


- Какая точка зрения кажется вам более приемлемой? С кем вы хотели бы поспорить? Как бы вы ответили на этот вопрос?



2. 2.          Жанровая и композиционная структура
романа «Мастер и Маргарита»

- Здравствуйте, ребята!
Мы продолжаем «разговор» о форме и содержании романа «Мастер и Маргарита».
Проанализируем несколько эпизодов, которые продемонстрируют композиционную и содержательную глубину, сложность булгаковского романа.

Задание.

Прочтите 1 и 2 гл. романа «Мастер и Маргарита» и заполните таблицу.



Позиции сопоставления
Глава 1.
Никогда не разговаривайте с неизвестными
Глава 2.  
Понтий Пилат
1.
Место действия
 
 
2.
Время года (месяц)


3.
Время суток

 
4.
Главные герои


5.
Главная тема беседы


6.
Размышления о власти


7.
Детали, описывающие реальность


8.
Фантастические события


9.
Мотив: птицы


10.
Кто рассказчик/ повествователь

  

  ð  Сформулируйте вывод и запишите его после таблицы (какие «вечные темы» сближают московскую и ершалаимскую главы? Зачем Булгаков соотносит первую и вторую главы романа?).



1. Ю.М. Лотман утверждал: «Роман построен как переплетение двух самостоятельных текстов: один повествует о событиях, развертывающихся в Москве, современной автору, другой – в древнем Ершалаиме. Московский текст обладает признаками «реальности»: он имеет бытовой характер, перегружен правдоподобными, знакомыми читателю деталями и предстает как прямое продолжение знакомой читателю современности… В отличие от него, повествование о Ершалаиме все время имеет характер «текста в тексте». Если первый текст – создание Булгакова, то второй создают герои романа. <…> Ершалаимские главы неизменно вводятся концовками московских, которые становятся их зачинами, подчеркивая их вторичную природу. <…>
Однако, как только эта инерция распределения реального – нереального устанавливается, начинается игра с читателем за счет перераспределения границ между этими сферами. Во-первых, московский мир («реальный») наполняется самыми фантастическими событиями, в то время как «выдуманный» мир романа Мастера подчинен строгим законам бытового правдоподобия. <…>
Наконец, в идейно-философском смысле это углубление в «рассказ о рассказе» представляется Булгакову не удалением от реальности в мир словесной игры…, а восхождением от кривляющейся кажимости мнимо реального мира к подлинной сущности мировой мистерии».
[Лотман Ю.М. Текст в тексте // Об искусстве. – СПб., 2000.]

2. Для понимания романа важно осмысление того, какую роль в нем играет тот или иной мотив. Рассмотрим принцип лейтмотивного построения повествования Булгакова на примере мотива птиц.
Птицы – это знамения каких-то событий. «Наиболее явственно мотив небесного знамения, данного через птиц, реализован в романе «Мастер и Маргарита». Так, идею спасения бродячего философа Пилату приносит ласточка, как бы случайно залетевшая во дворец. Затем, будто демонстрируя Пилату «оптимальный» ход событий, она вылетает на волю. <…> Роль ласточки здесь соответствует ее мифопоэтическому образу: в традиционных представлениях «ласточка – чистая, святая птица, наделяемая женской символикой. В песне ласточка уподобляется Божьей Матери. <…> В народной легенде о распятии Христа ласточки, в отличие от воробьев, старались избавить его от мучений. <…> Оттого гнездо ласточки под крышей обеспечивает дому счастье и благодать».
[Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. – М.: РГГУ, 1997.]

3. «– Потому, – ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы…»
Черные птицы – предвестники смерти Берлиоза, Воланд, как авгур (гадатель по птицам), предсказывает смерть Михаила Александровича. Но здесь интересен и подбор слов: «… предЧувствуя веЧЕРнюю прохладу, бесшумно ЧЕРТили ЧЕРные птицы…».

[Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову.  – СПб, 1999. С. 130.]



2.     1. Жанровая и композиционная структура
романа «Мастер и Маргарита»

 - Здравствуйте, ребята!
Мы с вами уже рассуждали о проблеме формы и содержания в литературном произведении, также говорили и о том, как эти две категории могут соотноситься в тексте.
«Поговорим» о романе «Мастер и Маргарита» именно в этом ключе.

     1.     Название романа.
    - Посмотрите на эволюцию названия романа М. Булгакова.
    «Черный маг» (1928-1929)
   «Копыто инженера» (1929-1930)
   «Великий канцлер» (1932-1936)
   «Князь тьмы» (1937)
   «Мастер и Маргарита» (1937)
    - В чем отличие финального названия от предыдущих вариантов? Как эти названия помогают проследить изменение творческой мысли Булгакова? Кто являлся главным персонажем в начальных вариантах, а кто – в окончательном?
    2.     Объясните, как вы понимаете эпиграф к роману?
    3.     В чём заключается жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»?
    4.     Как построен роман «Мастер и Маргарита»? В чём его композиционные особенности?
    5.     Охарактеризуйте хронотоп романа (время + пространство).
    6.     Категория автора в романе «Мастер и Маргарита» (образ автора/повествователь/рассказчик).



     - Найти ответы на все эти вопросы вы можете 1) в самом романе «Мастер и Маргарита», 2) в статье учебника (стр. 119-142).



1.     Михаил Афанасьевич Булгаков.
Судьба художника: противостояние эпохе.
Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе»

- Здравствуйте, ребята!
Творчество М. А. Булгакова отчасти вам уже знакомо. Возможно, вы вспомните произведение «Собачье сердце». Может быть, кто-то из вас читал цикл «Записки юного врача», повесть «Записки на манжетах», роман «Белая гвардия» и прочее…
К слову, Булгаков считается одним из самых читаемых авторов русской (и мировой) литературы.
С чем же это связано?
Что ж… Подумайте, когда будете самостоятельно изучать тему, посвящённую творческому пути этого писателя.

Задание.
Прочитайте статью учебника (стр. 103 – 118) о жизни и творчестве 
М. А. Булгакова и письменно ответьте на вопросы 1− 6 (стр. 143).

*** Рубрика «Задания не для всех / Для тех, кто читал…»
(Задание выполняется по желанию. Отправляется в той же форме, что и обязательное)

Ответьте на вопросы.

1. Кто из романа «Мастер и Маргарита» Булгакова наиболее симпатичен вам? Кто – самый неприятный?
2. Ершалаимские или московские главы вы читали с бóльшим интересом? Почему?
3. Какие произведения русской и мировой литературы вы вспомнили, читая «Мастера и Маргариту»? 
4. Напишите, какие вопросы остались для вас неразрешёнными после чтения романа?  

Комментариев нет:

Отправить комментарий