4. Роман о любви и творчестве:
роман
Булгакова как культурный миф.
Метафизика
романа
-
Здравствуйте, ребята!
Сегодня
нам предстоит разрешить довольно непростую содержательную проблему романа: над какими метафизическими
категориями размышляет Булгаков в своём произведении.
Самый
простой способ приблизиться к решению данной проблемы – обратиться к истории
любви Мастера и Маргариты.
Вспомните эту историю.
Что
вас потрясло, удивило в этой истории? Какие яркие детали находит Булгаков для
создания образов Мастера и Маргариты?
- Здравствуйте, ребята!
Заполните таблицу, отвечая на вопросы
Мастер
|
Маргарита
|
-
Почему у Мастера нет имени?
-
Почему Мастер пишет роман о Понтии Пилате?
-
Что такого «страшного» в романе Мастера, что автор так страдает за своё
творение?
-
Мастер и толпа. Сломлен ли Мастер? Если да, то как и почему?
-
Почему Мастер не достоин света, но заслужил покой?
|
-
Кто такая Маргарита?
- Зачем и почему Маргарита заключила сделку с дьяволом?
- - Как сама Маргарита оценивает свой поступок? Жалеет ли о сделанном? Потеряла
ли Маргарита свою сущность? Изменилась ли после сделки с дьяволом?
- - Почему Маргарита жалеет и спасает Фриду? (см. «Великий бал у Сатаны»)
-
Какова роль Маргариты в судьбе Мастера?
|
-
Как в романе осмысляются категории Творчества (проблема «художник
и толпа»), Спасения, Истины, Памяти, Любви? Дайте
развёрнутый ответ на вопрос.
-
Как вы понимаете изречение «Рукописи не горят»?
-
В чем особенность финала булгаковской книги? С какими произведениями и мотивами
русской литературы он связан?
(Задание
выполняется по желанию. Отправляется в той же форме, что и обязательные)
- В начале изучения романа Булгакова вы написали вопросы, на
которые у вас не было ответов после чтения. На какие вопросы вы получили ответ
в результате нашей общей работы? А что так и осталось для вас непонятным?
+ Можно посмотреть Открытый урок с Дмитрием Быковым «Булгаков.
Роман для Сталина» https://www.youtube.com/watch?v=IMK6E0VMprI и порассуждать, согласиться или поспорить с Дмитрием
Львовичем.
3. Роман Мастера:
проблема добра, предательства, трусости, верности.
«Евангелие
от Михаила»
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня нам предстоит проанализировать «роман в романе», а именно «Роман Мастера» (2, 16, 25 и 26 главы).
Вам могут помочь следующие источники: Евангелие (от Матфея, например) и статья учебника (стр. 119 – 127).
Вопросы для анализа «Романа Мастера»
1. Кто рассказывает каждую из этих глав романа Мастера (2, 16, 25 и 26)?
2. Какие символические детали и образы можно увидеть в романе Мастера?
3. Дайте характеристику образа Иешуа, опираясь на вопросы:
- В чем заключается основная идея философии Иешуа?
- Сопоставьте образ Иешуа и евангелиевский образ Христа. В тексте Мастера Иешуа – богочеловек или просто человек?
- В чем Булгаков следует евангельскому повествованию, а в чем отклоняется от него?
4. Проблема предательства в романе связана с образом Иуды.
(Почему Иуда предает Христа? А в чем смысл предательства Иуды в романе? Кто из героев «московских» глав соотносится с Иудой? Докажите свое мнение).
5. Слепую преданность в романе Булгакова олицетворяет образ Левия Матвея. Дайте характеристику этому образу.
(Прочитайте описание его внешности. Какими качествами наделен этот человек? Как относится к деятельности Левия Иешуа?
Почему казнь на Лысой Горе дана глазами Левия Матвея? Почему именно он оказывается посредником в переговорах Иешуа с Воландом? Почему Воланд ироничен в разговоре с Левием Матвеем?)
6. Главным героем романа Мастера является Понтий Пилат.
(Какой грех совершил Понтий Пилат? Почему Пилат страдает страшной головной болью? Почему в финале романа Пилат обретает свет? Чем образ Пилата отличается от евангелиевского?) Почему именно Понтий Пилат - главный герой романа Мастера?
*** Рубрика «Задания не для всех / Для тех,
кто читал…»
(Задание
выполняется по желанию. Отправляется в той же форме, что и обязательные)
- Одна из главных загадок
романа заключается в том, почему и зачем Булгаков кардинально отклонился от
евангельской истории?
Прочитайте несколько суждений о «евангельских» главах романа
Булгакова.
1. «Евангельские главы
«Мастера и Маргариты» художественно столь совершенны, что создают впечатление
полной достоверности. Однако не следует забывать, что эти главы в романе –
рассказ Воланда, роман Мастера, сон Иванушки, воображение Маргариты – всегда
субъективное представление о событиях, изложенных в Библии. <> Истинные
образы событий I века запечатлены в Библии. Мастер живет в искаженном,
уродливом мире. Было бы странно искать полное соответствие историческим
событиям в романе Мастера и его создателя, Булгакова, и узнавать об Иисусе
Христе и Пилате столь странным способом – из художественного произведения.
Чтобы понять мысль автора, необходимо сравнить текст романа с Евангелиями,
текстом Библии… Булгакову она была известна хорошо. Страдание дало ему право обратиться
к образу Спасителя, чтобы повествовать о трагедии русской жизни. Зерно замысла
– на пересечении христианской традиции и современной реальности. Используя
приемы многослойного повествования, Булгаков воссоздает отношение своих
современников к реальным событиям его времени. В «Мастере и Маргарите»
содержится не столько изображение этих событий, сколько истолкование их» [И.Е.
Ерыкалова. Фантастика Булгакова: Творческая история. Текстология. Литературный
контекст].
2. «Дело в том, что идеология, реализованная в
«Мастере и Маргарите» – далеко не канонически христианская. Скорее, это
манихейская идеология. Манихейство – религия первых веков н. э., впитавшая в
себя христианство, гностицизм и зороастризм, основным догматом которой было
учение о принципиальной дуальности, равноправии злого и доброго начал в мире.
Добро и зло в манихействе имеют одинаковую силу и привлекательность. Дьявол в
манихействе – это бог зла. Поэтому Иисус в «Мастере и Маргарите» показан не
«царем иудейским», а бродягой-интеллектуалом, в то время как Воланд выступает в
обличье подлинного князя тьмы, имеющего равную силу с Богом и к тому же весьма
великодушного и на свой лад справедливого» [В.П. Руднев. Словарь культуры
ХХ века].
3. «Сразу скажу: так
называемые «пилатовы главы» «Мастера и Маргариты» кощунственны. Это неинтересно
даже обсуждать. Достаточно сказать, что Иешуа булгаковского романа умирает с
именем Понтия Пилата на устах, в то время как Иисус Евангелия – с именем Отца.
Любой христианин… любой конфессии согласится с этой оценкой. <…>
Писатель создает образ
вроде-бы-Христа, образ довольно заниженный и при этом не вызывающий симпатий у
самого Булгакова. <…>
«Пилатовы главы» – не просто
авторский рассказ или версия. Это именно «евангелие», но анти-евангелие,
«евангелие сатаны». Оно не рядом, оно – вместо церковных книг» [Диакон
Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против?].
4. «Соблазнительно думать: а
не полагал ли Булгаков на самом деле, что раскрыл подлинную историю Пилата и
его пленника, записав, подобно некоему новому Ионе, продиктованную божественным
вдохновением «правду» о происходившем? Видимо, это все-таки не так. Булгаков
явно стремится заставить читателя поверить в то, что его повествование более
правдоподобно, более убедительно и лучше написано, чем Евангелия. Этого
достаточно, чтобы вызвать к писателю ненависть религиозного ортодокса. Но
нельзя забывать и о том, что Булгаков был из тех иллюзионистов, которые никогда
не раскрывают секрета своих фокусов. Эти главы с самой блестящей стороны
представляют нам Булгакова-мистификатора» [Эллендеа Проффер. Художник и
власть. По страницам романа «Мастер и Маргарита»].
5. «Образ Иисуса Христа как
идеал нравственного совершенства неизменно привлекает внимание многих писателей
и художников. Одни из них придерживались традиционной, канонической его
трактовки, основанной на четырех евангелиях и апостольских посланиях, другие
тяготели к апокрифическим или попросту еретическим сюжетам. Как хорошо
известно, М.Булгаков пошел по второму пути. Был ли сделанный писателем выбор
просто литературным приемом, или он необходимым образом связан с его
мировоззрением и основным замыслом романа?
Важно убедиться, что
обращение М.Булгакова к апокрифу обусловлено именно сознательным и резким
неприятием канонической новозаветной традиции» [Н.К. Гаврюшин
Нравственный идеал и литургическая символика в романе М. Булгакова «Мастер и
Маргарита»].
- Какая точка зрения
кажется вам более приемлемой? С кем вы хотели бы поспорить?
Как бы вы ответили на этот вопрос?
2. 2. Жанровая и композиционная структура
романа «Мастер и Маргарита»
- Здравствуйте,
ребята!
Мы продолжаем
«разговор» о форме и содержании романа «Мастер и Маргарита».
Проанализируем
несколько эпизодов, которые продемонстрируют композиционную и содержательную
глубину, сложность булгаковского романа.
Задание.
Прочтите 1 и 2 гл.
романа «Мастер и Маргарита» и заполните таблицу.
Позиции сопоставления
|
Глава 1.
Никогда не
разговаривайте с неизвестными
|
Глава 2.
Понтий Пилат
|
|
1.
|
Место
действия
|
||
2.
|
Время
года (месяц)
|
||
3.
|
Время
суток
|
||
4.
|
Главные
герои
|
||
5.
|
Главная
тема беседы
|
||
6.
|
Размышления
о власти
|
||
7.
|
Детали,
описывающие реальность
|
||
8.
|
Фантастические
события
|
||
9.
|
Мотив:
птицы
|
||
10.
|
Кто
рассказчик/ повествователь
|
ð
Сформулируйте вывод и запишите его после таблицы
(какие
«вечные темы» сближают московскую и ершалаимскую главы? Зачем Булгаков
соотносит первую и вторую главы романа?).
1. Ю.М. Лотман утверждал:
«Роман построен как переплетение двух самостоятельных текстов: один повествует
о событиях, развертывающихся в Москве, современной автору, другой – в древнем
Ершалаиме. Московский текст обладает признаками «реальности»: он имеет бытовой
характер, перегружен правдоподобными, знакомыми читателю деталями и предстает
как прямое продолжение знакомой читателю современности… В отличие от него,
повествование о Ершалаиме все время имеет характер «текста в тексте». Если
первый текст – создание Булгакова, то второй создают герои романа. <…>
Ершалаимские главы неизменно вводятся концовками московских, которые становятся
их зачинами, подчеркивая их вторичную природу. <…>
Однако, как только эта
инерция распределения реального – нереального устанавливается, начинается игра
с читателем за счет перераспределения границ между этими сферами. Во-первых,
московский мир («реальный») наполняется самыми фантастическими событиями, в то
время как «выдуманный» мир романа Мастера подчинен строгим законам бытового
правдоподобия. <…>
Наконец, в
идейно-философском смысле это углубление в «рассказ о рассказе» представляется
Булгакову не удалением от реальности в мир словесной игры…, а восхождением от
кривляющейся кажимости мнимо реального мира к подлинной сущности мировой
мистерии».
[Лотман
Ю.М. Текст в тексте // Об искусстве. – СПб., 2000.]
2. Для понимания романа важно осмысление того, какую роль в нем
играет тот или иной мотив. Рассмотрим принцип лейтмотивного построения
повествования Булгакова на примере мотива птиц.
Птицы – это знамения каких-то событий. «Наиболее явственно мотив
небесного знамения, данного через птиц, реализован в романе «Мастер и
Маргарита». Так, идею спасения бродячего философа Пилату приносит ласточка, как
бы случайно залетевшая во дворец. Затем, будто демонстрируя Пилату
«оптимальный» ход событий, она вылетает на волю. <…> Роль ласточки здесь
соответствует ее мифопоэтическому образу: в традиционных представлениях
«ласточка – чистая, святая птица, наделяемая женской символикой. В песне ласточка
уподобляется Божьей Матери. <…> В народной легенде о распятии Христа
ласточки, в отличие от воробьев, старались избавить его от мучений. <…>
Оттого гнездо ласточки под крышей обеспечивает дому счастье и благодать».
[Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила
Булгакова. – М.: РГГУ, 1997.]
3. «– Потому, – ответил иностранец и прищуренными глазами
поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные
птицы…»
Черные птицы – предвестники смерти Берлиоза, Воланд, как авгур
(гадатель по птицам), предсказывает смерть Михаила Александровича. Но здесь
интересен и подбор слов: «… предЧувствуя веЧЕРнюю прохладу, бесшумно ЧЕРТили
ЧЕРные птицы…».
[Рыжкова
Т.В. Путь к Булгакову. – СПб, 1999. С.
130.]
2. 1. Жанровая и композиционная структура
романа «Мастер и Маргарита»
- Здравствуйте,
ребята!
Мы с вами уже рассуждали
о проблеме формы и содержания в литературном произведении, также говорили и о
том, как эти две категории могут соотноситься в тексте.
«Поговорим» о романе «Мастер и
Маргарита» именно в этом ключе.
1.
Название романа.
- Посмотрите на эволюцию названия романа М. Булгакова.
- Посмотрите на эволюцию названия романа М. Булгакова.
«Черный маг» (1928-1929)
«Копыто
инженера» (1929-1930)
«Великий
канцлер» (1932-1936)
«Князь
тьмы» (1937)
«Мастер
и Маргарита» (1937)
- В чем отличие финального названия от предыдущих вариантов? Как эти названия помогают проследить изменение творческой мысли Булгакова? Кто являлся главным персонажем в начальных вариантах, а кто – в окончательном?
- В чем отличие финального названия от предыдущих вариантов? Как эти названия помогают проследить изменение творческой мысли Булгакова? Кто являлся главным персонажем в начальных вариантах, а кто – в окончательном?
2.
Объясните,
как вы понимаете эпиграф к роману?
3.
В
чём заключается жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»?
4.
Как
построен роман «Мастер и Маргарита»? В чём его композиционные особенности?
5.
Охарактеризуйте
хронотоп романа (время + пространство).
6.
Категория автора в романе «Мастер и Маргарита»
(образ автора/повествователь/рассказчик).
- Найти ответы на все эти вопросы вы можете 1) в самом романе «Мастер и
Маргарита», 2) в статье учебника (стр. 119-142).
1. Михаил Афанасьевич Булгаков.
Судьба художника: противостояние эпохе.
Творческий путь: от «Грядущих перспектив»
к «роману о дьяволе»
-
Здравствуйте, ребята!
Творчество
М. А. Булгакова отчасти вам уже знакомо. Возможно, вы вспомните произведение «Собачье
сердце». Может быть, кто-то из вас читал цикл «Записки юного врача», повесть «Записки
на манжетах», роман «Белая гвардия» и прочее…
К слову, Булгаков считается одним из самых читаемых авторов русской (и мировой)
литературы.
С
чем же это связано?
Что
ж… Подумайте, когда будете самостоятельно изучать тему, посвящённую творческому
пути этого писателя.
Задание.
Прочитайте
статью учебника (стр. 103 – 118) о жизни и творчестве
М. А. Булгакова и письменно ответьте на вопросы 1− 6 (стр. 143).
М. А. Булгакова и письменно ответьте на вопросы 1− 6 (стр. 143).
*** Рубрика «Задания не для всех / Для тех, кто читал…»
(Задание выполняется по желанию. Отправляется в той же форме,
что и обязательное)
Ответьте на вопросы.
1. Кто из романа «Мастер и Маргарита» Булгакова наиболее
симпатичен вам? Кто – самый неприятный?
2. Ершалаимские или московские главы вы читали с бóльшим
интересом? Почему?
3. Какие произведения русской и мировой литературы вы вспомнили,
читая «Мастера и Маргариту»?
4. Напишите, какие вопросы остались для вас неразрешёнными после
чтения романа?
Комментариев нет:
Отправить комментарий